wert4x4 (wert4x4) wrote,
wert4x4
wert4x4

С молчаливого согласия ученого совета ликвидируется кафедра педагогики и ОТ в ИвГУ.

Послесловие после заседания кафедры и ОТ 26 мая.

---
“Человек не знает какова реальность на самом деле — он знает только свои ощущения, образы, модели”.
“Человек формирует систему фильтров (стереотипов), которые структурируют его опыт и составляют его картину мира или «туннель реальности». (А. Ф. Бугаёв, 2015)

Мнения членов кафедры могут иметь лишь некоторую объективность, как и моя позиция. Важно понимать обстоятельства - одно дело, когда ты  говоришь свое мнение когда ты только узнал про ликвидацию, например, 28 апреля. Другое, когда ты становишься заложником конкурса ограниченного количества мест  и зависишь от воли ректора уже 26 мая. Все высказали свои мнения и самоопределились. Заседание кафедры шло под диктофон. Мне показалось очень интересным услышать, что ректор не любит слово ликвидация, но в решении ученого совета первым пунктом это звучит именно так. Все встали на защиту заведующего кафедрой. Его надо защищать? Так я его и не обвиняю. Я хочу спросить почему он не сообщил членам кафедры о решении ученого совета уже 22 апреля, имея все дистанционные возможности для этого? Ничего не сказал на ученом совете в защиту кафедры? А все преподаватели высказали свое мнение публично только через месяц, подкорректировав свои позиции. Заведующего защитили, а историческое предательство в отношении кафедры педагогики и психологии совершили. Все за модернизацию названия, не стоит ущемлять репутацию ректора в этом.

Зачем? Как? Когда? С кем? Кто? Что? Каким образом? И при чем тут  Мокрецов? Или ему не надо было публиковать открытые данные по доходам членов правительства и их семей? А как это связано с кафедрой педагогики и ОТ?  Очевидно как-то связано, но об этом все заведующие (бывшие и настоящие) уже забыли. Наверное это  только моя виртуальная реальность. Зачем всех знакомили с локальным документом по преимущественному праву? Для того , чтобы далее разыграть другую игру под названием- «Ликвидация!»  Нет! Это - виртуальность, представленная только в Интернете. Но ликвидация кафедры - это не игра, это - реальность.

Сегодня один коллега весело заметил, что под вас «Лапти плетут!» Только бы лыка хватило!
---

С молчаливого согласия ученого совета ликвидируется кафедра педагогики  и ОТ в ИвГУ.  Размышления и аргументы.

28 апреля на заседании кафедры педагогики и образовательных технологий я узнала, что наша кафедра ликвидируется и в целях рационализации появляется новое структурное подразделение – кафедра психолого-педагогического непрерывного образования. Преподавателям кафедры предлагают пройти конкурс на ограниченное количество мест, соответственно кто-то будет уволен.

В этом сообщении мы не будем описывать законность, этичность этой процедуры и историю давления лично на меня. Остановимся лишь на некоторых аргументах ректора ИвГУ Егорова В.Н.

Совершенно очевидно, что подобные решения принимаются на ученом совете, и 22 апреля ректор представил такой подход его участникам и в этот же день издал приказ. Торопимся – это же ликвидация! Сразу заметим, что аргументов ректора было достаточно, чтобы из 25 присутствующих на совете 24 проголосовали «за», один воздержался (им оказался новый заведующий кафедрой Малыгин А. А., который очевидно ничего не сказал на совете). Мы не можем провести полную реконструкцию этого события, так как до сегодняшнего для не смогли познакомиться с полным протоколом ученого совета. И со слов юриста ИвГУ Шибаева А. Г., даже само нахождение в кабинете секретаря ученого совета является недопустимым, так как там хранятся важные документы (этот абсурд юрист ИвГУ высказал на заседании профкома ИвГУ 18 апреля).

Рассмотрим аргументы на основе полученных из разных источников сведений для того, чтобы обеспечить демократичность процедуры деятельности ученого совета и высказать аргументы против позиции ректора, которая «магическим образом» повлияла на ученый совет ИвГУ.

1. Рационализация. За кафедрой было закреплено направление подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование». Его передают новой кафедре непрерывного психолого-педагогического образования, которая появляется на базе кафедры общей и педагогической психологии. Заметим, до рационализации наша кафедра в новом учебном году получает заказ на подготовку студентов, другая нет. Было бы логично к нашей кафедре присоединять кафедру общей и педагогической психологии. Однако ректорат решил пойти другим путем. Почему ликвидация? Почему не объединение или перевод, а именно конкурс? Теперь оказывается, что преподаватели кафедры еще должны разобраться в том, «какая уборщица главней» (см. пост ранее). Этот вопрос оставим для всех, кто хоть немного разбирается в юридических тонкостях. В основу названия новой кафедры положено название направления подготовки. Вроде все логично, но только вроде.

2. Игра с названием кафедры. Под такую рационализацию сразу попадают две науки – это педагогика и психология, которые являются близкими, но самостоятельными. Отметим, что в истории педагогического института, которым был университет достаточно долго, существовала кафедра педагогики и психологии, на основе которой и выросли самостоятельные кафедры. И в условиях рационализации было бы логично учесть историю развития университета и не строить замок на песке с новыми названиями. Таким образом, название новой кафедры ограничивает научную деятельность, которой призвана заниматься любая кафедра.

3. Попытки объяснений своей позиции ректором. Кафедра педагогики играла большую роль как межфакультетская кафедра, однако несколько лет назад ее сделали частью социолого-психологического факультета. В логике ректора мы выводим кафедру на межфакультетский уровень, но даем ей крайне ущербное название для развития научной деятельности по педагогике и психологии. Наверное, было бы логично тогда закрепить название «Педагогика и психология» или «Психология и педагогика» и вернуться к истокам, тогда можно было бы объяснить вывод на межфакультетский уровень. Большую часть нагрузки кафедры составляют такие дисциплины, как «Психология и педагогика», «Психология и педагогика высшей школы», дисциплины на основе использования ИКТ, а не только подготовка по «Психолого-педагогическому образованию». При этом, решение ректора предполагает то, что студентов по психолого-педагогическому образованию мы оставляем за социолого-психологическим факультетом, а преподавателей отчуждаем от факультета. Как вы думаете, зачем?

4. Желание провести рационализацию с целью отсутствия дублирования с Шуйским филиалом. Заметим, что в Шуйском филиале есть кафедра педагогики и специального образования и  кафедра психология и социальной педагогики и нет кафедры педагогики и психологии. После факта объединения с Шуйским педагогическим университетом я высказывала свое мнение, что для рационализации административно-управленческого состава и эффективного развития было бы целесообразно объединить кафедры, например, педагогики Шуи и нашу. Замечу, что на нашей кафедре некоторое время работала  по совместительству заведующая кафедрой педагогики и специального образования Шуйского филиала, доктор педагогически наук, профессор Г. Е. Муравьева, которая могла бы и возглавить общую кафедру на этом витке истории развития университета. Г. Е. Муравьева имеет опыт в дистанционных технологиях, что важно в современных условиях и дает новый импульс развития.  А состав преподавателей нашей кафедры имеет достаточный опыт и инновационную практику в этом направлении. Кроме этого, при сильном составе кафедр подобные встречи проходят обычно один раз в месяц, и, как правило, многие важные вопросы уже решаются дистанционно. Вот такая модель могла бы быть эффективно оправданной. Но в таком случае нет места новому заведующему А. А. Малыгину, но он и так занимается административной работой, а найти 0,25-0,5 ставки доцента, очевидно, ИвГУ сможет и для него. Информации по рационализации с учетом аргументов Шуи у нас пока недостаточно, но мы обязательно уточним этот вопрос.

5. Аргумент ректора «Какая кафедра согласится, чтобы ее сократили?» Замечу, что я это слышала уже и от юриста Шибаева А. Г., и от председателя профкома Фаличева В. А. Я понимаю, что персональное мышление не всегда готово продуцировать собственные позиции, но не понимать, что развитие «самоуправления всех уровней» (запись в стратегической программе развития ИвГУ) предполагает хотя бы формальный подход к возможности авторитетной кафедры высказать свою позицию. И в этом случае, оказавшись противовесом мнению ректора, я буду это делать теми способами, которые считаю нужными-писать письма, пользоваться интернет-технологиями, объединять людей, заинтересованных в самоорганизации и в решении подобных проблем.

6. Мнение бывшей заведующей кафедры педагогики и ОТ Т. А. Вороновой: «Ликвидация кафедры произошла потому, что на биолого-химическом факультете появился новый декан». Как это связано? Даже если новый декан был профессором и зав. кафедрой общей и педагогической психологии. Тогда вообще ситуация выглядит странно в логике ректора. С кафедры уходит ведущий профессор, но сокращают почему-то кафедру педагогики и ОТ?

7. Вопрос проблем в стратегическом менеджменте ИвГУ зафиксирован даже в стратегической программе. Вопрос ликвидации педагогики в университете – это вообще вопрос имиджа университета в региональном пространстве. И мне кажется очень странным, что ученый совет университета единодушно поддержал позицию ректора. Ответов очень много – «Лишь бы не меня!», «Нам удобно уже, когда за нас думают другие», «Так вы же становитесь межфакультетской!». Отвечу: «А нам нужна такая благодать, идущая от ректора и разрушающая истоки?» Или принцип государственно-общественного управления и социального партнерства не действует в университете?

С уважением, Светлана Владимировна Нилова, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий ИвГУ.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments